Электро-механическое пиано 73 фортепианных клавиш. Активная электроникаЭлектромеханическое электропиано изобретено в 1942 году
Гарольдом Б. Родесом(Harold B. Rhodes), изначальной идеей которого было создание портативного «фортепианоподобного» клавишного инструмента для американских вооруженных сил, расквартированных во время и после второй мировой войны во многих странах. Воплотив свою идею в жизнь, Родес небрежно подарил миру один из самых знаменитых клавишных инструментов — Rhodes Electric Piano. На самом деле, электропиано Родеса покорило не только джаз, но также рок, поп- и фьюжн- и многие другие виды современной музыки
Устройство.
Принципы построения электропиано восходят к челесте и электрогитаре. Звукоизвлечение схоже с обычном пианино, но если в последнем клавиша заставляет покрытые фетром молоточки ударять по набору струн, то в Rhodes молоточки возбуждают настраиваемый камертон в виде металлического зубца. Камертон, в отличие от классического U-образного, которым пользуются настройщики, имеет несимметричную форму: одна его часть представляет собой короткий металлический стержень, по которому бьет молоточек. Другое плечо камертона представляет собой настраиваемый резонатор, похожий на металлический шток, размер которого выбран с точки зрения высоты излучаемой ноты. Реально камертоны звучат очень тихо, поэтому с торца каждого из них располагаются электромагнитные звукосниматели наподобие электрогитарных.
Игра.
Звук Rhodes — мягкий, ровный, «зрелый» и лаконичный
Огромную популярность Rhodes получил в 60-70-х, когда многие знаковые музыканты использовали его характерное звучание. Голос Rhodes можно услышать в пьесе «Riders On The Storm» The Doors Джима Моррисона; The Beatles в «Magical Mystery Tour» и многих других.
Классический звук Rhodes-пиано напоминает звучание вибрафона и фортепиано. Обладая относительно мягким, приглушенным тембром в сочетании с великолепной динамикой, электропиано отлично передает тонкости джазового стиля исполнения. При форсированном извлечении нот звук теряет свою мягкость, и возникающие нелинейные искажения создают характерный «рычащий» тембр — многие исполнители черпают экспрессию в этом явлении. Rhodes-пиано обладает ярко выраженным характером звучания, и в этом его сила и индивидуальность. Именно эти качества ценят виртуозы-импровизаторы, среди которых — Чик Кориа, Херби Хэнкок, Джордж Дюк и многие другие.
Голос пиано также похож на звучание челесты и глокеншпиля, но электронный съем звучания позволяет осуществлять его обработку всевозможными эффектами, придавая звуку различную тембровую окраску. На тембр пиано большое влияние оказывают используемый усилитель и процессор эффектов. Чаще всего сигнал обрабатывался задержкой, хорусом, фленджером и фейзером, что придавало звучанию характерный, схожий с вибрафоном звук.